«Малiтва» [9,7mb]
«Про любовь» [8,9mb]
«Дышим вместе» [8,4mb]

ещё MP3»

Песни Naka Piano - Игра в правду
Концерты
Контакты  
Имя: Пароль:   регистрация


Анастасия Шпаковская
вокал, фортепиано

Ирина Клименко
клавиши, аккордеон
 
Юрий Шевчук
Что ты вбиваешь в искусство, таким оно и становится. Если ты одержим бесами, они будут кричать в каждом твоем куплете. Если ты продираешься сквозь грязь жизни к свету, это тоже отражается в твоем творчестве.

1 октября 2009 г. | Артемий Троицкий: "Если вы имеете продюсера, значит, вообще не имеете права называть себя рок-группой"

"Весь этот тихий и громкий ужас, который демонстрируется во всей своей невыразимой пошлости на фестивале "Славянский базар"…"

"В продвинутых московских кругах считается, что белорусская сцена сейчас очень модная и очень интересная", — почти с порога удивляет меня Артемий Троицкий. И добавляет, что не знает ни одного современного фольклорного ансамбля, который мог бы соперничать с "Троицей". О том, что мешает белорусам появиться на московском музыкальном рынке, 75-ти "белорусских" процентах и феномене группы Ляпис Трубецкой известный российский критик, журналист и ведущий Артемий Троицкий в интервью журналисту Еврорадио Мире Шульц.

Еврорадио: "В Беларуси уже года три действует закон о 75% белорусской музыки на радио и телевидении. Как Вы к такиму способу «продвижения» относитесь? Ведь такое используют не только в Беларуси, но и, скажем, в Польше, только там процент меньше".

Артемий Троицкий: "Я думаю, что установление всех этих национальных квот — это, конечно, дело спорное. То есть я не могу огульно сказать, что это бред, маразм и подавление свободы выбора и демократии. Я прекрасно понимаю, какие аргументы существуют в пользу такого рода законов.

Надо сказать, что помимо Беларуси и Польши, которые Вы назвали, точно такой же закон, причём уже много лет, действует во Франции. Сделано это на самом деле с вполне благородными целями. А именно: на фоне англо-американского музыкального империализма поддерживать местные национальные таланты и давать им возможность как-то о себе заявить.

Артемий Троицкий: "Если вы имеете продюсера, значит, вообще не имеете права называть себя рок-группой"

С этим аргументом поспорить невозможно, потому что действительно надо поддерживать свою музыку. Другое дело, что существует масса всяких деталей и нюансов, а дьявол, как известно, как раз в деталях и прячется. Деталь № 1 — это сколько процентов, скажем, отводить национальной музыке в эфире".

Еврорадио: И какой процент был бы оптимален?

Артемий Троицкий: "Насколько мне известно, во Франции речь идёт где-то о 30-40% национального репертуара. Сколько в Польше — я не знаю. На мой взгляд, для такой, прямо скажем, не самой большой страны с не самой развитой в Европе и мире музыкальной индустрией как Беларусь, 75% — я считаю, это перебор. Было бы честно, если бы количество белорусской музыки было бы обозначено, скажем, хотя бы 40-50-ю процентами, но не тремя четвертями.

Про подобного рода дурацкие законы писал ещё Салтыков-Щедрин: глупость законов компенсируется нерадивостью их исполнения.

Мне рассказывали разные знакомые типа Андрея Макаревича, что они тоже входят в 75 белорусских процентов! Потому что считается, что Макаревич — это белорусская фамилия. И, наверное, на самом деле какие-нибудь деды или прадеды Андрея Вадимовича Макаревича были белорусами. Соответственно, записи группы "Машина времени", как сам Макаревич рассказывал, как раз попадают в эту самую квоту. При том что, реально говоря, к Беларуси не имеют ни малейшего отношения. И я думаю, можно найти ещё некоторое количество тому подобных полуанекдотических казусов.

Еврорадио: Второй и главный нюанс — это, собственно, репертуар…

Артемий Троицкий: "Я боюсь, что 75% белорусской музыки, так, как её трактуют на сегодняшнем белорусском как коммерческом, так и государственном радио, это в основном всякая попса. Весь этот тихий и громкий ужас, который демонстрируется во всей своей невыразимой пошлости на фестивале "Славянский базар" в городе Витебске.

И, разумеется, существует и та белорусская музыка, которая иногда доходит до меня и представляется мне очень интересной. Это может быть что угодно — и фольклорные ансамбли, например, а их у вас очень много. И "Троица", и какие-то старые рок-группы, и какие-то новые вроде всех этих "Нака", "Кассиопея" и т.д. Мне почему-то кажется, что вряд ли все эти актуальные и современные белорусские музыканты так уж активно ротируются на белорусском радио. "Ляпис Трубецкой" там, скорее всего, присутствует, и то не думаю, что это главные действующие лица.

А вот главные действующие лица — это, наверное, эти чудовищные ребятишки, что регулярно представляют Беларусь на конкурсе "Евровидение" или на том же "Славянском базаре". А им на самом деле я бы пожелал петь где-нибудь в глубине Беловежской пущи и так, чтобы их никто не слышал.

Так что я бы сказал, что этот закон — это те самые благие намерения, которыми вымощена дорога в не самое аппетитное место. Опять же, как говорится, за что боролись — на то и напоролись. Тем не менее, я считаю, что при всём этом слегка маразматическом законодательстве, по-моему, белорусская музыка сейчас развивается довольно динамично. У нас, по крайней мере, в продвинутых московских кругах считается, что белорусская сцена сейчас очень модная и очень интересная. Здесь подписывают контракты с какими-то белорусскими артистами, выходят пластинки.. Я бы сказал, что Беларусь — это Украина сегодня.

Я вынужден был сказать менеджеру группы Naka: "Ребята, я боюсь, вы эволюционируете не в ту сторону, которая была бы интересна мне"

Еврорадио: Какую белорусскую музыку Вы знаете?

Артемий Троицкий: "Я специально белорусскую сцену не изучал и бываю в Беларуси, к сожалению, не так часто. На мой взгляд, у вас очень сильные фольклорные ансамбли. Я сейчас не возьмусь вспомнить все названия, но два года назад, летом, я был на хуторе Шабли, на фестивале "Вольнае паветра", где провёл всю ночь. Надо сказать, что там было много интересных ансамблей.

Из них я хорошо запомнил только ансамбль "Троица" — мне близко это название даже в фамильном отношении (смеётся). Эту группу я знал и раньше, это очень мощная группа. И вообще, если абстрагироваться от тувинских, якутских, алтайских и так далее фольклорных ансамблей, которые традиционно очень сильны, я бы сказал, что на всём так называемом постсоветском пространстве, среди славянских фольклорных ансамблей, "Троица" — сильнейшая группа. У нас в России я лично не знаю ни одного современного фольклорного ансамбля, который мог бы соперничать с "Троицей".

Там же, на "Вольным паветры" выступала ещё довольно интересная группа барабанщиков "Drum Ecstasy".

Еврорадио: А что из современной белорусской музыки известно в Москве?

Артемий Троицкий: "У нас сейчас популярна "Кассиопея", они выступали в том числе и на вручении премии "Степной волк". Группу "Детидетей" я тоже ставил в своей программе.

Мне нравится группа "Нака", хотя демо их последнего альбома, меня, скорее, огорчает. Мне нравились их какие-то более ранние записи. Сейчас они явно решили сделать крен в сторону коммерческого ФМ-формата — "Нашего радио" и т.д. Я послушал их демо, поскольку проявлял интерес к этой группе, и вынужден был сказать их менеджеру, что "ребята, я боюсь, вы эволюционируете не в ту сторону, которая была бы интересна мне".

Артемий Троицкий

Я немного знаком с таким белорусским реальным музыкальным андеграундом, т.е. какими-то индустриальными группами, в частности у вас была такая группа "Амбассадор 21". Я тоже крутил их записи в своей радиопередаче. Это такая зубодробительная, шумовая группа со всевозможными готическими индустриальными овертонами. Тоже интересно, и я думаю, они вполне могли бы выступать на фестивалях в Западной Европе. Там довольно много таких групп и очень хорошо, что в Беларуси такие группы есть.

Потом мне очень нравится ваш парень, я забыл, как называется его группа.. Он такой очень круглолицый, в круглых очёчках и довольно скандальный.... А, вспомнил! "Нейро Дюбель"!

Еврорадио: Куллинкович!..

Артемий Троицкий: "Вот, очень хороший парень. Я помню, хотя и не слышал каких-то последних записей, но знаю, что существуют до сих пор и группа "Улис", и группа "Крама" — те ребята, с которыми я общался 15-20 лет назад".

Еврорадио:Почему вы решили наградить премией "Степной волк" молодого белорусского деятеля Александра Богданова?

Артемий Троицкий: "В России это как-то все восприняли дружелюбно, и никто почему-то не стал задаваться, как мне кажется, совершенно естественным вопросом: а почему это мало кому известный белорусский полуподпольный промоутер обошёл Яну Рудковскую и Иосифа Пригожина, а также других довольно известных российских деятелей.

Я скажу честно, заслуга в этом двух людей — Олега Нестерова и моя. То есть Олег Нестеров номинировал Александра Богданова, и поскольку членов экспертного совета у нас было не так много, то получилось, что довольно много людей собрало одинаковое количество голосов. И в этой ситуации всё решал мой, как председателя жюри, голос.

Я стал думать: а кого тут можно было бы выбрать. Надо сказать, что я без зазрения совести поставил свой крестик напротив фамилии Александра Богданова, потому что я считаю, что этот человек делает благородное дело — с одной стороны. С другой — ему в гораздо большей степени, чем каким-то богатым, признанным воротилам шоу-бизнеса, нужна какая-то моральная поддержка в виде данной премии. Поэтому, исходя из каких-то соображений как морального, так и практического характера, я сделал так, что в номинации "Деятель" Александр Богданов отоварился этим самым "Степным волком". Я надеюсь, что на самом деле это пойдёт ему на пользу и даст ему какие-то дополнительные очки для его музыкально-просветительской деятельности в Республике Беларусь".

Еврорадио: Как Вы объясните феномен группы "Ляпис Трубецкой"?

Артемий Троицкий: "Ляпис Трубецкой" — это очень популярная группа, в России в том числе, причём очень давно. Я бы не сказал, что их популярность как-то сильно увеличилась за последнее время, она всегда была довольно существенной. Другое дело, что в последнее время слегка изменился репертуар группы. То есть если раньше это был в чистом виде такой шутовской пацанский кабацко-гопнический ска, то теперь их музыкальный формат изменился не слишком сильно, зато содержание песен при всей их ироничности стало гораздо серьёзнее. Что, как мне кажется, здорово.

Мне кажется, что быть клоунами и оставаться вечными подростками для способных, талантливых людей должно быть довольно скучно. И то, что Михалок и сотоварищи каким-то образом эволюционируют в сторону большей содержательности, но при этом не теряют ни своей энергетики, ни чувства юмора, ни самоиронии — по-моему это очень здорово. Я сам большой поклонник группы "Ляпис Трубецкой" и считаю, что это одна из самых замечательных музыкальных групп на территории бывшего СССР.

"Пенять, что не можем пробиться на российский рынок из-за того, что поём по-белорусски, — довольно гнилой аргумент"

Еврорадио: Можно назвать несколько украинских групп, которые стали популярными в России, при этом исполняя песни на украинском. Белорусских групп с белорусскими текстами в России нет. Это потому что белорусский язык менее интересен? Или дело в музыкантах?

Артемий Троицкий: "Я не думаю, что белорусский язык — это серьёзное препятствие или вообще какой бы то ни было барьер на пути к популярности и признанию группы. С одной стороны можно действительно привести в пример "Океан Ельзи" и "Вопли Видоплясова". С другой можно вспомнить группу "Песняры", которая свои лучшие песни исполнила именно на белорусском языке. И я не думаю, что в то время белорусский язык был намного распространённее, чем теперь. Тем не менее это никому не помешало с удовольствием слушать "Песняров" и принимать близко к сердцу.

Здесь, как в присказке, насчёт плохого танцора и того, что ему мешает. Если у группы убедительная концепция, убедительная музыка, мощный имидж, хорошая энергетика, впечатляющий фронтмен и т.д., то кому вообще какое дело, на каком языке они поют. В конце концов, большая часть популярной у нас музыки и большая часть катирующихся в России супер-звёзд, особенно супер-звёзд рока, — это люди, которые поют на английском языке.

Я уж думаю, что белорусский язык чуть понятнее для русских ушей, чем английский. Поэтому пенять на то, что мы не можем пробиться на российский рынок из-за того, что поём по-белорусски, — довольно гнилой аргумент. Если это до какой-то степени и тормозит что-то, то это очень незначительный тормоз, которым можно очень легко пренебречь на фоне всего остального. Если всё остальное, конечно, наличествует".

Артемий Троицкий

Еврорадио: Если сегодня формулу популярности разложить на составляющие — какой процент будет принадлежать тексту песни, музыке, харизме исполнителя, продюссеру, стилю, внешности?

Артемий Троицкий: "Если бы я мучал себя подобными вопросами, то не занимался бы тем, чем занимаюсь, а был бы каким-нибудь ушлым промоутером, продюссером, медийщиком и т.д.

Я вообще считаю, что у талантливых людей успех всегда стоит как минимум на втором месте. На первом месте всё-таки должна быть самореализация, потребность в самовыражении, какой-то дар, талант, который прёт и ищет выхода, и люди, соответственно, играют и поют, потому что не могут не играть и не петь. И тогда это действительно честная история.

Если люди начинают калькулировать по поводу того, на каком языке бы им спеть, и какой бы имидж им принять, и как бы им помоднее одеться и на кого из западных суперзвёзд им бы стать похожими, чтобы урвать какие-то крохи от их авторитета — вот тогда уже начинается вся эта тоскливая бездарная продюссерская история".

"Если вы имеете продюсера, значит, вообще не имеете права называть себя рок-группой"

Еврорадио: То есть продюсеры убивают реальную музыку?

Артемий Троицкий: "Я считаю, что продюсеров вообще надо гнать сраным веником, чем дальше — тем лучше. Они действительно убивают музыку. По крайней мере та формация продюсеров, которая развелась и в нашей стране, и на Западе, кстати, начиная с 90-х годов. Это всё коммерсанты, калькуляторы, специалисты по рекламе.

Это люди, у которых на первом, втором и третьем месте находятся деньги-успех-деньги. А музыка находится на 25-ом. И вообще — они были бы рады, если бы вообще этой музыки не было и если бы её заменяло что-то более понятное и предсказуемое.

Так что когда я слышу слово продюсер или какая-нибудь группа мне говорит о своём продюсере, я им тут же говорю: "До свидания, ребята". Если вы имеете продюсера, значит, вы вообще не имеете права называть себя рок-группой. Потому что рок-н-ролл — это вообще не продюсерская стихия. А продюсерской попсой я не занимаюсь, мне вообще нет до неё никакого дела.

Еврорадио: Сегодня все говорят о кризисе рока. Рок может существовать только в условиях подполья или на кочегарне? Иначе это не рок, а группа "Звери"? Как Вам вообще такое смешение стилей?

Артемий Троицкий: "Я полагаю, что нужно просто раз и навсегда свыкнуться с мыслью о том, что золотая эра рока уже позади и того, что было на Западе в 50-е, 60-е, 70-е годы, а в бывшем СССР в 80-е годы, уже никогда не будет. И тешить себя иллюзиями на какое-то возрождение, какую-то сверхновую волну и т.д. — я думаю, это бессмысленно, поезд ушёл.

"Рок жив, но перешёл в гораздо более спокойную стадию". Артемий Троицкий в прошлом — диджей первой московской дискотеки (1972г.)

Сейчас рок перешёл уже в такую довольно спокойную стадию. Это вовсе не означает, что эта музыка умерла или что в ней перевелись талантливые люди. Естественно, имеются талантливые люди, есть талантливая молодёжь и очень многие представители этой талантливой молодёжи становятся довольно популярными ансамблями".

Еврорадио: Например?

Артемий Троицкий: "Если, скажем, говорить об Англии и Америке, то те же Franz Ferdinand или The White Stripes — я считаю, это прекрасные группы, при том, что вполне себе молодые. Это же касается и нашей рок-музыки, тоже есть какие-то симпатичные ансамбли. Из более известных могу назвать "Люмен", которые мне очень нравятся. Из менее известных я мог бы назвать довольно много всяких групп. Некоторые из них регулярно выступают в Беларуси, например, московская группа "Барто".

Еврорадио: Но это совсем не тот рок, каким он был в предыдущие десятилетия…

Артемий Троицкий: "Да, рок, конечно, жив, но, разумеется, уже далеко не в той степени абсолютного откровения и невероятной авторитетности и какого-то такого духовного катализатора, каким рок был в предыдущие десятилетия. Я думаю, с этим надо просто смириться и сравнивая нынешнюю ситуацию с роком с ситуацией 10-летней давности, не нужно говорить, что он умер. Он просто перешёл в гораздо более спокойную стадию".

"Современный джаз — это такая сытая, толстая, салонная музыка"

Еврорадио: Как меняются Ваши музыкальные вкусы?

Артемий Троицкий: "Я бы сказал, что если вкусы у меня и меняются, то, скорее, не в том смысле, что я сейчас начинаю слушать что-то такое, чего не слушал раньше.. То есть стандартный, ожидаемый ответ был бы: "Да! Раньше я бы никогда не подумал, что стану слушать классику или джаз".

Надо сказать, что джаз в 70-е годы я слушал в гораздо больших количествах, чем сейчас. По той простой причине, что в 70-е годы джаз был намного интереснее. Если говорить о мировом джазе, тогда был Майлс Дэвис. Если говорить о советском джазе, то тогда было трио Гальперина или Сергей Курёхин.

Сейчас в мировом джазе вообще не осталось интересных музыкантов. Это стала такая сытая, толстая, салонная музыка. Вот Игорь Бутман — это современный джаз, причём в мировом масштабе.. Мне эта музыка вообще неинтересна. Мне неинтересна музыка, которая выполняет роль спрея в сортире — такого услащателя атмосферы.

Еврорадио: Вы можете сказать, что сегодня слушаете музыку, какую бы несколько лет назад не слушали принципиально?

Артемий Троицкий: "Вот с классикой история более сложная. В принципе, я, наверное, мог бы как-то окунуться в классическую стихию, но боюсь, что делать это поверхностным образом мне не слишком интересно, а нырнуть в это по полной программе у меня просто нет времени.

Так что я бы сказал, что мои потребительские музыкальные пристрастия изменились только в том плане, что есть несколько разновидностей музыки, в частности рок-музыки, которую я раньше слушал — теперь слушать просто не могу".

Еврорадио: Что повлияло на эти изменения — возраст или нечто иное?

Артемий Троицкий: "Это чисто возрастное. Это касается панк-рока, какой-то экстримальной noisе -музыки, индустриальной музыки и т.д. Она меня просто дико утомляет и слушать её мне не хочется. У меня дома имеются сотни, если не тысячи дисков с записями этой музыки, относительно которых могу точно сказать, что никогда уже не поставлю их в свой плеер".

"Еженедельно я прослушиваю где-то порядка 20-ти, 30-ти, может быть 40-ка новых альбомов…"

Еврорадио: Что сейчас стоит в Вашем плеере? Или что Вы слушаете в машине, например?

Артемий Троицкий: "Я не слушаю музыку в машине, не являюсь владельцем айпода или каких-то ещё передвижных средств употребления музыки. Дома я практически всегда ставлю ту музыку, которую заказывают мои гости. И вообще говоря, я практически не слушаю музыку ради удовольствия.

Я слушаю огромное количество музыки, имея при этом к ней чисто профессиональный интерес. Поскольку у меня имеется радиопрограмма — еженедельная, часовая — чтобы делать эту программу я, соответственно, еженедельно прослушиваю где-то порядка 20-ти, 30-ти, может быть 40-ка новых альбомов. Очень много.

К тому же иногда мне ещё надо рецензии на что-то писать, так же прослушивать всякие демо отечественных артистов. А ещё отслушивать записи каких-то иностранных артистов, которые просятся сюда на гастроли. То есть я слушаю очень много музыки, но делаю это не столько меломанским, сколько профессиональным ухом".

Еврорадио: У вас есть музыкальное образование?

Артемий Троицкий: "Нет, у меня нет даже намёка на музыкальное образование. Я даже музыкальную школу не заканчивал. Я думаю, что музыкальное образование мне с лихвой заменяет мой слушательский опыт, с которым, я думаю, мало кто мог бы посоперничать".
    
LiveJournal
  
В Контакте
  
  

Комментарии



Ваш комментарий, Гость:
комментарии гостей публикуются только после проверки

 

 
Пресса
Ссылки
Нашли ошибку? Есть вопросы, предложения по работе сайта?
Официальный сайт. Белорусский рок от группы Naka
Все авторские права защищены © 2009-2010

Дизайн: Роман Силич
Новости рок-музыки: Naka и др.